Главная

Новости

 

Расписание

Преподаватели

О занятиях

  

О йоге

Индия

Литература

 

Как нас найти

     Индия 2007-8 путевые заметки (часть 2)
 
   Немного расскажу об индийской еде. Её особенностью является большое количество специй, применяемых для придания ей ни с чем не сравнимых вкуса, запаха, цвета. Те из нас, кто был в Индии впервые, в большинстве своём достаточно быстро привыкли к остроте и с удовольствием погрузились в
изучение национальных блюд вместе с теми, кому индийская кухня нравится уже давно. Особенно в начале поездки мы пытались попробовать как можно больше. Иногда специально брали разные блюда и пробовали друг у друга. Для новичков в этом деле поначалу трудным было разобраться в неимоверно большом разнообразии наименований блюд с традиционно индийскими названиями: доса, идли, вада, дал, сабджи и т.п. Ну а потом стало полегче, и, думаю, сейчас большинство уже может блеснуть знанием десятка хитро-мудрых названий. Иногда мы пытались сами делать вариации полюбившихся блюд на нашей кухне. Порой вполне удачно.
  По утрам большинство индийцев едят досы. Доса - это такой большой хрустящий блин, свернутый в большую трубу или конус (фото в середине). К ней на поднос ставят несколько небольших чашечек с разнообразными подливками. Бывают ещё масала-досы - это когда внутрь этого блина кладут смесь разнообразных овощей: картошка, лук, зеленый горошек. Стоит одна порция от 15 до 25 рупий, что на наши деньги составляет 10-15 рублей.
                                 
 
   Вообще-то в индийской кухне очень много всевозможных "блинчиков": досы, чаппати, роти, пароты, наны и т.д. А недавно мы попробовали новый "блинчик" - масала-кульчу (фото вверху справа). Все они отличаются размером, "хрустящестью", формой, составом. Одни подают к острым блюдам как хлеб, другими едят, обмакивая и оборачивая рис или овощи. Часто к ним добавляют райты и чатни - это
салаты в простокваше и кокосовые соусы; в некоторых внутри запекают овощи. Всё это достаточно вкусно и недорого.
 
    Что касается других традиционных блюд, то это рис в разных видах: плэн райс, зира райс (на первом фото правая тарелка), бирьяни, кёрд райс, самбар райс, кашмир пулао и т.п. А по-русски - это рис с различными специями, подливами, овощами, простоквашей, фруктами и т.п.  Можно заказать "милз" - это что-то типа комплексного обеда. На фото внизу справа порция такого милза: три сорта риса - панир-пулао, кёрд-райс, самбар-райс, а  сверху овощи, салаты и сладкие блюда, внизу можно разглядеть "блинчик" чапати.

                                  
     Затем идут блюда из бобовых - далы - их огромное количество. Много всевозможных овощных рагу (сабджи). Мы в последнее время берём в столовой  и сами любим готовить палак-панир ( фото вверху посередине) и батер-
панир-масала (фото вверху слева, левая тарелка). Первое блюдо зелёного цвета, а второе оранжевого, так как в их состав, помимо панира, входят шпинат и помидоры соответственно. А панир - это домашний сыр типа нашего адыгейского.   
      
                        
   Очень популярны в Индии самосы. Самоса - это треугольный пирожок из слоеного теста с начинкой из картошки, зеленого горошка и других овощей (фото вверху слева). Индийские сладости - это отдельная история. Всех названий просто не упомнишь (на фото вверху в середине лишь малая часть витрины). Мы время от времени покупаем на пробу кое-что и вечером, беседуя за чаем, с удовольствием поглощаем. Ещё, конечно же, фрукты: бананы разных цветов и размеров, ананасы, папайи, гуавы, кокосы, сита-фруты, пэшн-фруты, мандарины, лаймы, гранаты и ещё много того, названий чего мы и не знаем. На сколько это дешево в Индии, можете судить сами - на фото фрукты, стоимость которых на наши деньги меньше, чем 100 рублей.
 
  Ну и индийский чай. Начнем с того, что чая, в нашем понимании, здесь практически не пьют. А пьют чай с молоком, точнее молоко с чаем. В разных частях Индии готовят его по-разному. Где-то сильно взбивают чай, ловко переливая из стакана в стакан, высоко поднимая один над другим, как настоящие циркачи. В результате напиток становится как бы воздушным, успевает остыть, и сахар мешать уже не нужно. Иногда в напиток добавляют много специй, и получается острый масала-чай.

                                     
  Мы частенько, путешествуя по Индии, останавливались где-нибудь в придорожных кафэшках попить чайку. Правда "кафэшками" их трудно назвать. Это больше похоже на островок из глубины веков. На высоком железном столе, по краям которого просверлены дырки под стаканы, стоят
кастрюли с водой для мытья посуды, сосуды с раскаленными углями, чаны, в которых кипит молоко, огромный закопченный самовар.Как будто всё это стоит здесь уже сотни лет, и словно сотни лет здесь готовят этот чай по заветной технологии - уверенно, спокойно, ловко... Несколько раз споласкивают стакан в различных водах, странную заварку смешивают с кипящим на углях молоком, фильтруют её через какой-то черный сачок, взбивают напиток много раз и потом, убедившись, что все ритуалы соблюдены, дают тебе его вкусить. Эта своеобразная церемония, где-то рядом на улице громко играющая национальная музыка, состояние, вызванное долгим путешествием, незнакомая обстановка - всё это легко погружает тебя как бы в иной мир или иной век, замедляя время, умиротворяя ум, приглашая к созерцательному проживанию момента...
 
продолжение следует... , следите за новостями  ...   


 
 Вы могли читать на нашем сайте страничку о Ганеше- индийском божестве с головой слона. В Индии много храмов, посвященных этому очень почитаемому божеству. Неподалеку от Ауровиля, в г. Пондичерри, есть очень красивый храм Ганеши, в который мы не раз заходили. Снаружи он примечателен тем, что у входа в него стоит слониха Лакшми, благословляющая желающих своим хоботом. Эта процедура выглядит следующим образом: Вы даёте
в хобот слонихе монетку, склоняете голову, и она слегка стукает Вас им по голове, а монетку отдаёт хозяину, сидящему рядом. Особенно у детей это вызывает массу положительных эмоций.

                                    

    На фасаде здания много скульптурных изображений Ганеши, всё это достаточно ярко и красочно. Внутри храма тоже очень красиво, но там фотографировать нельзя, так что я постараюсь описать это словами.  По периметру храма - 40 различных изображений Ганеши: Ганеша сидящий, лежащий, стоящий, с одной головой, с тремя, Ганеша в детстве, Ганеша и его отец Шива, его мать Парвати, брат Муруган и т.д. В центре храма главное место, где совершается богослужение. Туда стоит очередь людей с дарами из сладостей и фруктов. По пояс голые священнослужители устраивают пуджу (ритуальное священнодействие) с чтением священных писаний, мантр, возжиганием огня. Пройдя чуть дальше, Вы увидите достаточно большое скульптурное изображение из золота ( во всяком случае там так написано). Обходя храм изнутри по часовой стрелке, Вы встретите ещё несколько мест, где совершают пуджу. Вы можете дать монетку, и священник даст Вам пепел, который индусы наносят себе на лоб - это символ Шивы, далее Вам дадут красный порошок - им наносят на лоб красную точку - символ жены Шивы и матери Ганеши - Парвати.

                               
  Когда началась основная служба, под звуки барабанов и флейт слониха пошла внутрь храма, еле-еле протискиваясь в ворота. Облаченные в гирлянды из цветов и яркие шапки, по пояс голые священники повели слониху внутри храма вокруг главного алтаря. Сзади тянули огромную золоченую колесницу с изображением Ганеши, красочно украшенного цветами, вслед за которой шли местные прихожане. Под звуки музыки медленным шагом, пройдя три круга, процессия остановилась, священнослужители дали возможность желающим прикоснуться к священному огню для очищения. Затем всё опять вошло в свое русло. Мы ещё немного постояли, купили несколько сувениров в подарок и пошли дальше.         


   
  Во время нашего пребывания в Ауровиле туда приезжала президент Индии. Она сходила на медитацию в Матримандир ( см. Ауровиль), пообщалась с населением, побывала в Ашраме Шри Ауробиндо в Пондичерри. Как и полагается, во время визита главы государства всё было оцеплено, через каждые несколько метров стояли секьюрити. Матримандир тщательно обследовали на предмет взрывчатых веществ с помощью специально обученной собаки. В правилах посещения Матримандира есть такой пункт; что все обязательно надевают на ноги белые носки. И вот, чтобы соблюсти эту процедуру, собаке на все 4 лапы тоже одели носки.
  По отзывам тех, кто встречал делегацию, президент осталась довольна тем, как обстоят дела в Ауровиле. Руководители Индии достаточно часто посещают Ауровиль, ашрам Шри Ауробиндо в Пондичерри, начиная ещё с премьер-министра Индиры Ганди.
   Российские официальные лица тоже не задолго до этого побывали в Ауровиле.  Если раньше Россию в Индии представлял человек, являющийся одним из руководителей Рериховского общества, то сейчас назначен отставной генерал. Так вот он в Ауровиль приехал пьяным. Ходил по садам Матримандира, предлагая выпить на посошок. А россиянам, которых собрали, чтобы те рассказали, как у них обстоят дела и чем они тут занимаются, сказал: " Какое человеческое единство ?! Никакого единства не будет !!!". Этим он поверг собравшихся в некую задумчивость, мягко сказать. Да, вот такие у нас чиновники, ну что поделаешь...   

    Нового года, который мы всё-таки отметили по-русски, в Индии не чувствуется: ни новогодней суеты, ни ёлок, ни снега...  По традиции многие ауровильцы на новый в год в 5 утра собрались встречать рассвет. Амфитеатр, где был заложен большой костер, был
празднично украшен цветами и свечками. После того как костер догорел, была совместная медитация.  


 
   Большая часть нашей делегации уже вернулась в Россию. В Индии осталось ещё двое наших. Через две недели к ним добавится ещё три человека.  Путевые заметки на этом заканчиваются, но на сайте будет появляться ещё информация о нашем путешествии, впечатлениях, полезные советы и т.д.  
 
   Пишите, что бы Вам хотелось ещё узнать, высказывайте своё мнение о прочитанном и.т.д..
   



 Читать: Индия 2007-8
путевые заметки (часть 1)    
           
Индия 2008-9 - часть 1 "Эллора"
            
Индия  2008-9 - часть 2 "90 лет Гуруджи"
     
                   

   Перейти:     О йоге
                   
                    
Индия
   

Ярославская региональная общественная организация «Ярославский центр йоги»

1993 - 2007